Home

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


Коробка передач представляет собой механизм, в котором шестерни (зубчатые колеса) можно сцеплять в различных комбинациях, получая разные передаточные числа — ступени. Для движения вперед коробки передач автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-53А и «Москвич-412» имеют четыре ступени, ЗИЛ-130 — пять ступеней, а для движения назад — одну ступень.
Устройство коробок передач. Ведущий вал коробки передач автомобиля ГАЗ-53А установлен передним концом в торце коленчатого вала, а задним — в картере коробки передач. Шестерня ведущего вала постоянно сцеплена с шестерней промежуточного вала, вращающегося на роликовом и шариковом подшипниках.
Ведомый вал передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в торце ведущего вала, а задним концом на шариковый подшипник. На ведомом валу расположены синхронизатор и шестерни третьей, второй и первой передач.
Для включения заднего хода служит блок шестерен, который можно перемещать по отдельной оси. Все шестерни и валы с подшипниками располагают в литом чугунном картере.
Рассмотрим устройство и действие синхронизатора, используемого при включении третьей и четвертой передач.
Ступица установлена на шлицах ведомого вала коробки передач. В пазах ступицы расположены три сухаря, входящие своими выступами в кольцевую канавку на внутренней поверхности муфты включения третьей и четвертой передач.
При включении третьей передачи муфту передвигают из нейтрального положения назад, и ее шлицы входят в зацепление с зубчатым венцом шестерни, после чего эта шестерня может вращаться только вместе с ведомым валом. В начале своего перемещения муфта увлекает за собой три сухаря, которые, нажимая своими торцами блокирующее кольцо, перемещают его в сторону включаемой шестерни и заставляют внутреннюю конусную поверхность кольца прижиматься к конусной поверхности шестерни. В результате частоты вращения шестерни и муфты уравниваются, после чего муфта под действием силы, передаваемой от вилки выключения, безударно сцепляется с венцом шестерни. Так же включается четвертая передача при перемещении муфты вперед до зацепления ее шлицев с зубчатым венцом шестерни ведущего вала.

Подразделы этой страницы: