Home

Обмотка возбуждения


При прохождении тока через обмотку возбуждения между полюсными сердечниками стартера образуется сильное магнитное поле, взаимодействующее с проводниками обмотки якоря, по которой также протекает ток, и якорь начинает вращаться. Через шестерню и зубчатый венец маховика якорь вращает коленчатый вал двигателя.
Когда двигатель пущен и частота вращения его коленчатого вала возрастает, венец маховика начнет вращать зацепленную с ним шестерню привода стартера с частотой, в несколько раз превышающей частоту вращения вала стартера. Однако вращение шестерни не сообщается валу якоря, так как муфта свободного хода допускает свободное вращение шестерни относительно вала в сторону вращения якоря (позволяет шестерне обгонять вал).
Для выключения стартера водитель отпускает ключ зажигания, который под действием пружины ротора замка автоматически возвращается в положение. Вследствие этого прерывается ток в обмотке вспомогательного реле и его контакты размыкают цепь обмоток тягового реле, которое в свою очередь отключает стартер от батареи. При этом пружина якоря тягового реле возвращает его в исходное положение и рычаг выводит шестерню из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Цепь обмотки вспомогательного реле (при повороте ключа зажигания в положение): положительный полюс аккумуляторной батареи — зажим тягового реле — зажим Б реле-регулятора — зажим AM замка зажигания — зажим СТ замка зажигания — обмотка вспомогательного реле — зажим реле-регулятора — зажим генератора — положительная щетка — обмотка якоря — отрицательная щетка — масса — отрицательный полюс аккумуляторной батареи.
Так как обмотка вспомогательного реле включена между батареей и генератором, э.д.с. которых направлены взаимно противоположно, по мере увеличения э.д.с. генератора с ростом частоты вращения его якоря сила тока в обмотке реле уменьшается. Поэтому по достижении определенной частоты вращения коленчатого вала пускаемого двигателя контакты вспомогательного реле размыкаются и стартер автоматически выключается, даже если водитель продолжает удерживать ключ зажигания в положении.