Home

Добавочное сопротивление. Прерыватель


Добавочное сопротивление (вариатор) улучшает работу катушки зажигания при больших числах оборотов коленчатого вала двигателя, а также облегчает пуск двигателя стартером. Когда двигатель работает на малых оборотах, контакты прерывателя остаются замкнутыми сравнительно длительное время, и в течение него успевает достигнуть максимальной величины. При этом стальная спираль вариатора нагревается и ее электрическое сопротивление возрастает, ограничивая силу тока в первичной цепи. Во время работы на больших оборотах время замкнутого состояния контактов уменьшается и сила тока в первичной обмотке не успевает возрасти до максимальной величины. Нагрев и сопротивление вариатора уменьшаются, что частично компенсирует ослабление тока в первичной обмотке. Поэтому напряжение вторичного тока остается достаточно высоким.
При пуске двигателя стартером вариатор выключается (замыкается накоротко) контактным диском реле стартера. Поэтому, несмотря на падение напряжения аккумуляторной батареи в момент включения стартера, сила тока в первичной обмотке катушки зажигания и напряжение во вторичной обмотке сохраняют достаточную величину.
Прерыватель-распределитель состоит из прерывателя и распределителя, объединённых в один прибор с общим приводом.
Прерыватель разрывает в требуемые моменты цепь первичного тока. Он состоит из чугунного корпуса, неподвижного опорного и подвижного дисков, вольфрамовых контактов, валика, кулачка, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора.
Цилиндрической шейкой нижней части корпуса прерыватель-распределитель вставлен в гнездо блока цилиндров (ГАЗ-51), головки цилиндров (МЗМА-408) или в гнездо специального привода, расположенного на блоке цилиндров и состоящего из литого корпуса и валика с приводной шестерней (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, АЗЛК-412). Корпус удерживается неподвижно пластиной, привертываемой одним или двумя болтами к блоку цилиндров или корпусу привода. Валик прерывателя приводится во вращение либо от распределительного вала двигателя (вместе с валиком масляного насоса), либо от коленчатого вала (АЗЛК-412). В любом случае частота вращения валика прерывателя в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кулачок, установленный на валике сверху, связан с ним центробежным регулятором. Число выступов на боковой поверхности кулачков равно числу цилиндров двигателя.