Home

Сопротивление качению


Сопротивление качению колес автомобиля. Трение качения объясняется тем, что при перекатывании одного тела по другому оба тела деформируются и на это затрачивается работа. Чем сильнее деформация, тем больше сила трения качения. Благодаря упругости шины значительно уменьшается тряска во время движения, но одновременно увеличивается сопротивление качению. У автомобильного пневматического колеса оно значительно больше, чем у металлических колес железнодорожных вагонов.
Силу сопротивления качению колес определяют динамометром, буксируя автомобиль по дороге.
Установлена следующая зависимость между силой сопротивления качению колес и силой тяжести автомобиля: по дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,015; по каменному покрытию — 0,020; по проселочной дороге — 0,03 и по песку — 0,15. Сопротивление воздуха движению автомобиля тем больше, чем выше скорость движения и значительнее лобовая площадь автомобиля. Сила сопротивления воздуха также зависит от формы кузова автомобиля — его обтекаемости.
Поскольку при движении на автомобиль всегда действуют сила сопротивления качению колес и сила сопротивления воздуха, то для поддержания равномерного движения на горизонтальной дороге необходимо, чтобы тяговая сила была равна сумме этих двух сил.
Сопротивление движению на подъем. При движении на подъем необходимо затрачивать некоторую дополнительную силу.
Если обозначить силу тяжести автомобиля через, а угол между осью дороги и горизонтальной плоскостью через а, то вследствие разложения сил.
Подъемы и спуски на автомобильных дорогах принято характеризовать не углом а, а так называемым уклоном, равным отношению высоты подъема к его основанию.
Обычно уклоны на автомобильных дорогах не превышают 0,06—0,08.
В случае равномерного движения автомобиля на подъем сила тяги должна быть равна сумме сил сопротивления качению, сопротивления воздуха и сопротивления движению на подъем:
Если к ведущим колесам подвести момент, обеспечивающий превышение силы тяги над суммой сил сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться ускоренно.
Работа этой силы на пути разгона, выражающаяся произведением, идет на увеличение кинетической энергии движущегося автомобиля (повышение его скорости).
Когда тяговая сила окажется меньшей, чем сумма сил сопротивления движению, автомобиль будет двигаться замедленно.